Тема   урока: Олимпийские игры в древности.

 

Цель  урока:  познакомиться с историей Олимпийского движения.

Задачи урока:

1. Сформировать представление учащихся о влиянии Олимпийского движении  на массовое развитие  физкультуры и спорта в глобальном масштабе.  

2. Развивать у учащихся умение работать с текстом учебника, анализировать исторические факты, комментировать  иллюстрации и делать самостоятельные выводы;

3. Воспитывать   патриотизм, гражданскую ответственность, здоровый образ.   

На доске цитата -  " Нет другой звезды благороднее солнца - звезды, дающей столько тепла и блеска в пустыне неба. Так и мы прославляем те, что всех игр благородней, - Олимпийские игры" (Пиндар). 

1.      План урока:  

*      История возникновения Олимпийских игр

*      Организация Олимпиад

*      Проведение Олимпиады

*      Знаменитые атлеты

*      Олимпиады в наши дни

 

 Ход занятия. I. Организационный момент

а) эмоциональная мотивация учащихся к работе на уроке

б) сообщение темы, цели урока

Вводная часть. Учитель: Ребята, вот уже несколько уроков подряд мы с вами изучаем историю Древней Греции. Мы узнали, как жили и чем занимались древние греки, каким богам они поклонялись, мы восхищались их мужеством и героизмом, с которым они защищали свою родину. Мы узнали, что демократия – власть народа впервые появилась в Древней Греции и была принята как самая лучшая форма правления многими современными странами и нашей страной тоже. Сегодня, мы с вами узнаем еще об одном великом достижении древних греков, которое они оставили в наследство всем людям мира.

Наверное, нет человека на земле, который был бы равнодушен к Олимпийским играм. Задолго до очередного Олимпийского года готовятся к нему страны мира. Специальные комитеты обсуждают и решают, в какой стране проводить игры. Лихорадочно тренируются будущие участники, заранее волнуются судьи, томятся ожиданием зрители … И наконец, раз в четыре года, знаменательный день настаёт…

Девушки, одетые в древнегреческие хитоны, зажигают от лучей солнца Эллады Олимпийский факел. Опустившись на колени, принимает этот факел юноша. Священный огонь факела, зажжённый у алтаря Древней Олимпии, символизирует собой мир и дружбу всех народов.

Долгий путь предстоит огню. Много раз перейдёт он из одних рук в другие, много стран пересечёт он, не угасая, на кораблях, поездах и самолётах, прежде чем достигнет стадиона, предназначенного для Олимпийских игр. И, когда вспыхнет огонь над праздничным стадионом, когда взовьётся Олимпийский факел и делегации разных стран вступят на стадион в торжественном марше, впереди всех пойдут спортсмены Греции.

Вопрос: Ребята, а почему впереди всех идут спортсмены Греции?

Ученики: Потому, что именно в этой стране родились в те далёкие годы Олимпийские игры.

Учитель: Сегодня только каменные развалины, открытые археологами стоят теперь там, где бушевали страсти олимпийских болельщиков древности. Упали разбитые колонны храмов, травой и кустарником поросли площади, песок и глина скрыли стадион и ипподром. Но великая наука история сохранила для нас рассказ о былом величии Олимпии. И о многих чудесах тех далёких дней мы узнаем сегодня на уроке. Тема нашего урока: Олимпийские игры в древности.

Олимпийские игры в жизни  древних греков были столь значительным и грандиозным событием, что по ним даже вели свое летоисчисление. На время игр забывались раздоры и распри, прекращались войны и объявлялся всеобщий мир и все желающие могли беспрепятственно добраться до Олимпии.. Наверное, поэтому до сих пор олимпийских

спортсменов  называют посланцами мира.

За несколько месяцев до начала соревнований по всем греческим городам разъезжали послы, приглашая к участию в играх желающих. По древним законам  принять участие в играх могли все свободные греки, но отваживались вступить в борьбу только сильнейшие.

Юноши и мужчины годами готовили себя к состязаниям, а вот женщинам принимать участие в играх было запрещено.  Древние греки считали, что присутствие женщин приносит спортсменам несчастье.

.

Работа с картой :

 Олимпия расположена в южной Греции в особом месте: со всех сторон ее как бы отделяют от мира естественные природные преграды, создавая изолированное пространство, в котором человек постоянно ощущает чувство отрешенности от мирской суеты и забот.  Зачитывается - Описание Олимпии (из кн: К.М. Колобова, Е.Л. Озерецкая. "Олимпийские игры").

«На юге Греции, в области Элида, ручей Кладей, соединяясь с рекой Алфеем, ограничивает с запада и юга небольшую долину. В этой долине, окруженной в древности лесистыми холмами, была расположена Олимпия. Она не была городом. Многочисленные храмы, алтари, дома жрецов, помещения для упражнения атлетов - вот и все постройки Олимпии. Ее постоянное население - только служитель культа. Семь дорог соединяло Олимпию с остальными областями Древнего мира.»

         Для продуктивной работы на уроке класс делим на 4 команды. Сегодня  проведем соревнования между  ними, и в конце урока выясним какая же команда победит.

 О возникновении олимпийских игр нам известно лишь из мифов и легенд. На прошлом уроке вы получили опережающее задание. И одним из них - ознакомиться с версиями об основании  Олимпийских игр, итак, пожалуйста.(За каждый правильный ответ команда награждается –амфорой)

Ученики:

    Первая версия  – отцу Зевса, богу Крону предсказали, что его дети отнимут власть, и он их съедал. Но жена его богиня Рея вместо Зевса положила камень. Когда Зевс вырос, он одолел в смертном бою своего беспощадного отца, освободил всех детей и в память об этой победе Зевс повелел устраивать состязания атлетов.

     Вторая версия .Придумал и организовал игры знаменитейший Геракл, сын Зевса – тот самый, который совершил свои 12 подвигов. В честь одного из них стали проводить игры.. Очистив Авгиевы конюшни, Геракл должен был получить часть его стад. Однако, царь не сдержал своего обещания, и Геракл пришел с большим войском в долину Алфея, разбил войско Авгия и убил его. После битвы герой принес благодарственные жертвы своему отцу - Зевсу и отмерил у подножия высокого холма Кроноса в оливковой роще границы священного круга, после чего повелел здесь раз в четыре года устраивать здесь общегреческие атлетические игры.

   Третья версия. По легенде Олимпия была основана аргонавтами после возвращения из Колхиды. Они поклялись в том, что если кто-нибудь из них попросит помощи, остальные помогут ему. Место для боевых состязаний посвятили самому могущественному из богов - Зевсу Олимпийскому.

     Четвёртая  версия. Олимпию основал сын царя Тантала Пелоп, который победил царя Эномая. Оракул предсказал последнему смерть от руки будущего зятя. Эномай владел волшебными конями, дарованными ему Аресом. Пелоп выиграл состязание. Возничий царя Миртил вынул чеку из оси царской колесницы, и царь разбил себе голову. Пелоп женился на Гипподамии - дочери Эномая и подчинил себе весь полуостров. Отсюда происходит название Пелопоннес. В месте, где был похоронен Пелоп, в долине р. Алфей и впадении в нее ручья Кладея, и стали устраивать состязания на колесницах.

 

 Основная часть игры. Учитель открывает начало Олимпийских игр призывами глашатаев. Глашатаи из числа учеников: "Священный мир объявлен по всей Элладе! Дороги на суше и на море безопасны. Ступайте же в Олимпию!"

 

Учитель: Первые Олимпийские игры состоялись в 776 г.до н.э.

 Ученикам предлагаются хронологические задачи на эту тему.

 

1.Сколько лет тому назад состоялись первые Олимпийские игры?(2010 +776=2786 лет)

2.Сколько лет прошло между первыми и последними на сегодняшний день играми?(2008+776=2784)

 

 А теперь, мы с вами рассмотрим иллюстрации. Ваша задача, выяснить какие виды спортивных состязаний были в программе олимпийских игр Древней Греции.

Ученики: Судя по рисункам на вазах, спортсмены занимались бегом, борьбой, метанием диска, борьбой.

Учитель:В какой же последовательности появлялись на Олимпийских играх эти виды спорта?3) в 680 г. до н.э. - состязания на колесницах,2) борьба – в708 г до н.э., 1)бег – в 776 г до н .э., в 708 г.до н.э.появляется пятиборье.(Пятиборье – соревнование одного человека в пяти видах спорта.), а позднее на Олимпиадах появится кулачный бой  - в 688 г до н.э.

 

 Учитель: А сейчас вы будете работать по заданиям. Прежде, чем приступить к выполнению, внимательно его прочитайте.

Задание №1

1. В состязаниях могли участвовать все свободные греки, но почему-то участниками игр обычно становились зажиточные (богатые) люди. Выясните, почему только зажиточные? (Бедные целый год не могли готовиться к играм.)

2. Кому и почему запрещалось присутствовать на Олимпийских играх? (Женщинам. История о болельщице.)                  

Задание № 2

1. Составьте программу проведения Олимпийских игр в Древней Греции. (Смотри страницы 150 - 152  пункт 3. Пять незабываемых дней.)

Ученики: Программа

1 день – жертвы богам, клятвы судей и участников

2 день – соревнование

3 день – соревнование

4 день - соревнование

5день – награждение победителей.

Задание №3

1.             Почему участвовали в гонках на колесницах только богатые греки?   (Смотри страницу 152, 3-5 абзац)(Иметь беговых лошадей стоило очень дорого)

2. Расскажите о самых знаменитых атлетах. (Смотри страницу 153. Легендарные рассказы о знаменитых атлетах)

 Задание №4

1. Перечислите все виды состязаний древних греков на Олимпийских играх. (Смотри страницу 151-152) (Пятиборье: бег, прыжки в длину, метание копья и диска, борьба. Интерес - кулачный бой и бег с оружием.)

       Учитель:В последний день игр, перед храмом Зевса ставили стол из золота и слоновой кости. На нем лежали венки из священного оливкового дерева. Победители по очереди подходили к главному судье, который возлагал на их головы венки. В это время глашатай называл имя атлета и его родной город. Затем победители проходили почетный круг, а зрители кричали: ”Слава, слава победителям!”

 2. Какие награды получали победители состязаний? Как относились горожане к победителю, когда он возвращался домой в родной город? (Смотри страницу 153, 2 абзац, с.154 пункт 5. Возвращение в родной город.(Пальмовая ветвь, венки из ветвей маслины, амфоры с маслом, быки. Списки олимпиоников высекали на мраморных плитах. Город давал победителю:

пурпуровая одежда

денежные средства как премия

пожизненная пенсия

почетное кресло в театре

пожизненное питание

прижизненная статуя (для победивших 3 раза)

монеты с изображением победителя

мраморная стела с хвалебной надписью

освобождение от налогов и повинностей

прославление поэтов в стихах.)

Учитель: хочется остановиться на программе Олимпийских игр. В первый день все спортсмены приносили жертву богам, клялись бороться честно и не пользоваться запрещенными приемами. Судьи давали клятву честно судить спортсменов, выносить справедливое решение.

Следующие дни были посвящены состязаниям по различным видам спорта. Многие соревнования проходили под музыку.

Начинали бегуны. Участники соревнований по команде”Занять место  нога к ноге!” – становились на свои места на дорожке. Если один их атлетов срывался с места до сигнала, судья наказывал его хлыстом. Состязания в беге. Дорожку делали в 192 метра в длину, она была глиняной и посыпалась песком. Существовало традиционно три основных забега: стадий - забег в одну длину дорожки, диалос - две длины, и долихос - 20 или 24 длины. Бегали туда – обратно.

 На беговой дорожке устраивали соревнования по метанию диска и копья. Диски были каменными или бронзовыми, самые большие весили не более 5 кг.

При прыжке в длину  для усиления толчка, атлеты использовали каменные или свинцовые гири. В момент отталкивания, прыгун выбрасывал руки с гирями сначала вперед, а потом резко назад.

Самым любимым видом состязаний была борьба. Борцы широко использовали подножку захваты рук и шеи. Чтобы легче было справиться с противником, его первоначально старались вывалять в пыли, чтобы тело, смазанное оливковым маслом, стало менее скользким. Для победы требовалось, чтобы противник трижды коснулся земли обеими лопатками.

        Кулачный бой, следовавший за борьбой, представлял собой жестокое зрелище. Хотя головы атлетов были защищены бронзовыми колпаками на войлочной подкладке, кулаки, обернутые кожаными ремнями с металлическими шишками, были страшным оружием. Таким бронированным кулаком часто наносились серьезные, а иногда и смертельные увечья. Победителем становился тот, чей противник признал себя побежденным или был не в состоянии продолжать борьбу.  

      Панкратион был смесью борьбы и драки. В этом виде состязаний были разрешены любые приемы, запрещалось только кусаться или выбивать друг другу глаза. Борьба панкратион велась до полной победы, пока противник уже не мог двигаться.

     Кроме пятиборья устраивали конные состязания, которые проходили между стадионом и рекой Алфей. По сигналу трубы возницы взмахивали бичами и колесницы устремлялись вперед. Они должны были сделать 12 кругов (около13 км.). Самым опасным были те места, где требовалось обогнуть поворотный столб. Нередко лошади становились на дыбы, так как при повороте солнце начинало светить им в морды и они пугались, поэтому иногда скачки заканчивались гибелью колесничих. Не всегда владелец лошадей сам ими управлял, чаще всего это делали его слуги, но победа присуждалась хозяину лошадей.

 

 

 

    Учитель: Древние греки  уделяли огромное значение гимнастике, спорту. Последуем примеру древних греков. Спинки ровные. Провести физкультминутку.

   Прошу всех встать около парты. Сейчас я буду называть имя,  если оно связано    с историей Греции, вы поднимаете руки вверх, если я назову имя, которое не связано с Грецией,  то вы хлопаете в ладоши. Будьте внимательны.

Афина, Зевс, Солон, Амон, Дракон,  Шамаш, Эгей , Афродита, Дарий1,Тот,Посейдон,   Молодцы.

 

 

 

III. Устный опрос

  Учитель: Крупнейший греческий историк Геродот, прозванный «отцом истории» написал историю греко-персидских войн. Он решил познакомить с этим сочинением греков, прочитав вслух некоторые главы. Куда он решил отправиться, чтобы выполнить это решение?

  Ученики: Геродот отправился на Олимпийские игры в Олимпию, куда съехались сотни участников игр и тысячи зрителей, поскольку в Олимпии во время игр наряду с атлетами выступали музыканты, поэты, писатели.(слайд 23)

  Учитель: Каково значение Олимпийских игр для самих греков? Откройте с. 154, последний абзац, прочтите высказывание древнего писателя об отношении греков к Олимпийским играм и ответьте на вопрос.

  Ученики: Судя по высказыванию, грекам приходилось часто воевать, поэтому они стремились воспитать своих юношей мужественными защитниками родины, поэтому они и уделяли огромное значение спортивным занятиям. Кроме того Олимпийские игры способствовали установлению мира и сближению населения городов – государств.

  Учитель: Олимпиады в Древней Греции просуществовали 1169 лет. В каком году завершились Олимпиады в Элладе?  (393)  В Древней Греции Олимпийские игры состоялись 293 раза. В 394 г. н.э., когда Греция находилась под властью Рима, они были запрещены римским императором Феодосием I, который посчитал игры проявлением язычества.

В 1896 году была возрождена традиция проведения Олимпиад.  Сколько лет не проводились Олимпиады? (1503)

   IV. Рассказ учителя .Возрождение Олимпийского движения связано с именем Пьера де Кубертена -французского историка, литератора, педагога и общественно-политического деятеля.
В 1894 году Международный спортивный конгресс по его предложению принял решение о создании Международного Олимпийского комитета и проведении в 1896 году
I Олимпийских игр по примеру античных. 29 лет он был бессменным президентом международного олимпийского комитета. В 1912 г. он написал олимпийский гимн «Ода спорту» который состоит из 9 глав.
В 1913 году появилась олимпийская символика в виде 5 переплетенных колец и священного огня.   Зажжение олимпийского огня - один из главных ритуалов на торжественной церемонии открытия игр, зажжению предшествует факельная эстафета, берущая начало в Греции. Впервые церемония зажжения олимпийского огня была проведена на играх ХI Олимпиады в 1928 г. в Амстердаме и на зимних играх в 1952 г. в Осло. Олимпийский огонь горит непрерывно в течение Игр и гасится на церемонии закрытия.

       А также девиз “Быстрее, выше, сильнее”. Переплетенные кольца символизируют объединенные в Олимпийское движение пять континентов. Цвета континентов: голубой - Европа, черный- Африка, красный- Америка, желтый – Азия, зеленый- Австралия.

      Зимние Олимпийские игры стали проводиться с 1924 года.

     Первым российским олимпийским чемпионом стал Николай  Панин –Коломенкин, победивший в фигурном катании на коньках на  четвертых Олимпийских играх в 1908 году, в Лондоне.(33).

     В 1980 г. в Москве проходили игры ХХII летней Олимпиады . США, ФРГ, Япония и Канада отказались принимать участие в играх, проходивших в Советском Союзе. Несмотря на это, в Играх приняли участие 5603 спортсмена из 81 страны. На играх было зарегистрировано 36 мировых, 76 олимпийских, 40 европейских рекордов.(35 -36).

   В Пекине состоялись XXIХ летние Олимпийские игры. Китайцы, хозяева Олимпиады, стали рекордсменами по количеству завоеванных золотых медалей. На счету китайской сборной 51 золотая медаль. На втором месте — США с 36 высшими олимпийскими наградами. Россия занимает третье место, российские спортсмены 23 раза поднимались на вершину олимпийского пьедестала.
Столицей ХХII зимних Олимпийских игр и ХI Паралимпийских зимних игр в 2014 году выбран г. Сочи. Период проведения с 7 по 23 февраля 2014 года.  

       Мы гордимся своими Олимпийскими чемпионами(37 -42),которые радовали нас на протяжении  20 века и в начале 21 века.

V.Закрепление

Учитель: Скажите, а чем современные Олимпийские игры отличаются от Олимпийских игр Древней Греции. Кто назовёт хотя бы несколько отличий?

Ученики:

1. Сегодня участниками Олимпийских игр являются и женщины.

2. Много других видов состязаний, например, в зимних Олимпийских играх такие виды соревнований, которых не было в Греции – это фигурное катание, хоккей, лыжные гонки и др. А в летних Олимпийских играх появились следующие спортивные состязания – это …

3. Олимпийские игры проводятся по очереди в разных государствах.

Учитель: А что общее?

Ученики:

1. Общее – это то, что они происходят 1 раз в 4 года.

2. Каждый спортсмен также упорно занимается и старается вести здоровый образ жизни.

3. Победителей также награждают, только сегодня не венки из ветвей оливы, а медали.

4. Многие виды состязаний такие же, как и в Древней Греции.

VI. Итог урока. Подводится итог, подсчитав количество амфор, выявляется команда – победитель. Ей вручаются венки и ставится оценка «5» . Все в классе кричат: "Слава победителям!".

 Вывод учителя по уроку: три олимпийского цикла без Олимпиад. Они пришлись на 1916, 1940 и 1944 г. То были годы, когда на планете полыхали мировые войны. И не поднятые олимпийские флаги стали как бы беззвучным набатом скорби. Игры современности способствуют популяризации занятий спортом, привлечением к ним огромных масс молодёжи. Чтобы добиться мастерства олимпийского уровня, требуется огромный напряженный труд, реализовать который возможно занимаясь спортом, лишь не отвлекаясь на что-либо иное, т.е. профессионально, не как любитель. Успешное выступление – итог гигантского поощрения: премии, денежные награды. Олимпийский чемпион – лицо заслуженное, известное, популярное. Победа атлета на олимпийских играх – слава не только для него лично, она поднимает престиж страны, которую он на играх представляет. В 2014 году наша страна будет принимать в городе Сочи XXII Зимние Олимпийские игры. И как всегда в них примут участие самые сильные, самые быстрые, лучшие из лучших.

 Слова ученицы:

«Секунда – малая частица.

Её ценить научит спорт.

Секунда может превратится

Порой в неслыханный рекорд.

Добиться нужно непременно своей мечты.

Нет счастье выше для спортсмена,

Чем счастье взятой высоты.

 

 

 Молодцы! Запишите домашнее задание:

 параграф № 33,

 выполнить: Годер Г. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск 2. С. 23.

                     Задание 29-30.

письменно составить рассказ от имени зрителя, попавшего на

Олимпийские  состязания или нарисовать рисунок.

 

 

 

 

 

   

                          Приложение.

 

 

   Наибольшей славой пользовался Милон. С детских лет он носил на плечах теленка и повторял это упражнение ежедневно.  В 540 г. до н.э. Милон победил в состязаниях мальчиков – борцов на Олимпийских играх, он оставаясь непобедимым борцом на протяжении тридцати лет.

   Обычно Милон сокрушал противника, обрушиваясь на него тяжестью своего тела. Однажды никто не решался выступить против Милона и он получил победу без борьбы. Направляясь к судьям за венком, атлет поскользнулся и упал на ровном месте. Зрители потребовали не давать венка атлету, который падает на землю без противника. Но Милон гордо ответил, что он упал только один раз и очень хочет видеть того, кто сможет бросить его во второй и третий раз (поражение засчитывали при троекратном падении борца на землю). Желающих это сделать не нашлось.

   Рассказывали самые удивительные истории о силе Милона. Когда он учился в школе, то в комнате, где происходили занятия, внезапно рухнула колонна. Милон держал на своих руках перекрытия до тех пор, пока все не покинули дом, и сам выбежал последним. Он часто демонстрировал силу: намотав на голову воловьи жилы и сдержав дыхание, Милон разрывал их напряжением мускулов. Когда Милон становился на бронзовый метательный диск, политый оливковым маслом, никому не удавалось столкнуть его с места. Даже смерть Милона была необычной. Будучи глубоким стариком, он захотел разорвать руками пень, который клиньями не могли разрубить дровосеки. Но пень защемил ему руку, и ночью он стал добычей волков.

   В V в. до н. э. прославился Фиаген. Когда ему было девять лет, он поднял на плечо понравившуюся ему бронзовую статую, стоявшую на рыночной площади, и унес к себе домой. Фиагена заставили статую отнести на прежнее место, а молва о его силе распространилась по всей Элладе. За свою  жизнь  на различных состязаниях он получил 1400 победных венков.

   На острове Родос жил Диагор, который был лучшим кулачным бойцом и семь раз, а это значит, на протяжении 28 лет становился победителем Олимпийских игр! Два его сына также одержали победу на играх. Получив оливковые венки, они возложили их на голову своего отца, подняли его на плечи и под аплодисменты тысяч зрителей понесли его по стадиону. Зрители осыпали Диагора цветами, а некоторые восклицали: “Умри, Диагор, тебе нечего больше желать!”. И сияющий от счастья Диагор действительно умер на плечах своих сыновей – сердце не выдержало такого восторга.

Рассказывали и о подвигах Полидаманта, который превосходил ростом всех своих современников. У себя на родине, гуляя по склонам горы Олимп, он встретил льва и, безоружный, одолел его. Атлет удерживал за колесо колесницу, запряженную четверкой лошадей. Однажды Полидамант схватил в стаде самого огромного и свирепого быка за ногу и, сколько тот не вырывался, не выпускал его. Наконец, бык, рванувшись из о всех сил, убежал, но его копыто осталось в руке атлета. Друзья Полидаманта как- то раз устроили пирушку в пещере. Внезапно потолок ее треснул и грозил обрушиться. Полидамант попытался удержать его руками, но это ему не удалось, и могучий атлет погиб.